В январе в МАОУ-СОШ №2 педагог-психолог Арефьева Светлана Владимировна провела для психологов Тавдинского городского округа семинар – практикум «Психолого-педагогическое сопровождение профориентации старшеклассников".
Представления молодежи о будущей профессии зачастую весьма смутны, а уж о том, насколько их способности соответствуют сделанному выбору, и говорить не приходиться. Вот и получается, что в один из самых ответственных моментов их жизни выборе профессии - они предоставлены сами себе. Именно поэтому профориентационная работа в школе очень важна.
Направления профориентационной работы:
- Консультирование
- Воспитание
- Информирование
- Выработка профессионально важных личностных качеств
Задачи:
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Профориентация проводится специалистами школы на разных уровнях.
Администрация школы осуществляет:
- Координацию работы
- Проводит олимпиады
- Поддерживает связь с учебными заведениями
- Проводит пробные экзамены
Психолог проводит:
- Собеседование
- Диференциально-диагностический опрос
- Тестирование
- Разработку рекомендаций.
Учителя-предметники могут применять следующие приемы в рамках профориентации:
- Беседа о профессиях на уроках
- Интеллектуальный марафон
- Метод сетевых проектов
- Экскурсии в учебные заведения
Медицинский работник проводит:
- Обследование
- Определение физических возможностей к освоению профессий
- Мониторинг состояния здоровья
Библиотека в рамках профориентации может предоставить необходимый объём знаний о мире профессий
При выборе профессии необходимо учитывать факторы.
Фактор ХОЧУ:
- желания личности
- интересы
- склонности
Фактор МОГУ:
Возможности личности:
- способности
- уровень знаний
- психологические особенности личности
- состояние здоровья
Фактор НАДО:
- Потребности рынка труда в кадрах
Психологам были показаны активизирующие методы профориентации. Это «Схема альтернативного выбора» и профессьянс «Фомула-5» (методики разработанны профессором, к.пс.н. Н.С.Пряжниковым). Очень интересно было работать именно с последней методикой. Светлана Арефьева показала, как проводить консультацию с использованием данной методики. Испытуемый (из числа желающим) раскладывал карточки Профессьянса, которые не только помогают определить формулу профессии, но и сделать этот процесс познавательным и интересным. |