Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
2023-2024 учебный год
Приказ МАОУ-СОШ № 2 от 01.09.2023г. № 174-1 "О назначении ответственного"
Презентация "Функциональная грамотность"
Полезные ссылки
- Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
- Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ
- Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
- Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
- Буклет "Не дай себя обмануть"
ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Встреча педагогов- преподавателей курсов «ОРКСЭ», «ОДНКНР»
В рамках Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) 31 января 2023г. состоялся круглый стол на тему: «Формирование и оценка финансовой грамотности на уроках курса ОРКСЭ, ОДНКНР».
Цель: передача педагогического опыта по развитию и формированию финансовой грамотности по работе с притчами, текстами, устным народным творчеством на уроках духовно-нравственного направления городскому педагогическому сообществу.
Финансовая грамотность- это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование.
Руководитель ГМО курса «ОРКСЭ» Отрадных Светлана Ивановна рассказала о формах работы с текстом притчи на различных этапах урока, развивая и формируя финансовую грамотность. Педагоги активно отвечали на вопросы, делали выводы, строили предположения.
Педагог- преподаватель «ОДНКНР» Пугачёва Алёна Олеговна продемонстрировала серию короткометражных фильмов «Смешарики», которые она использует при изучении тем: «Семья- хранитель духовных ценностей», «Люди труда». С помощью рабочих листов были предложены задания, в которых нужно было произвести расчёты семьи.
В 4 классе при изучении тем: «Семья», «Совесть», «Родители и дети», «Храм», педагог- преподаватель курса «ОРКСЭ» Сорокоумова Ольга Александровна поделилась опытом, как она умело формирует финансовую грамотность через устное народное творчество.
В заключении мероприятия сделали вывод: знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично.
Буклет "Не дай себя обмануть" (скачать)
16 декабря 2022г. в МАОУ СОШ 2 прошел «День открытых дверей», в целях обеспечения открытости и доступности информации об организации образовательного процесса, ознакомления родителей с условиями обучения и воспитания учащихся. В завершении «Дня открытых дверей» состоялось общешкольное родительское собрание на тему: «Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности учащихся».
Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
7 декабря 2022 года среди старшеклассников 8-11 классов МАОУ СОШ №2 в рамках работы по функциональной грамотности была организована регистрация на проведения ФИАТЛОНА на сайте fin-olimp.ru
В декабре 2022г состоялась ежегодная областная акция тотального чтения «День чтения». Проект, организованный по инициативе Министерства культуры Свердловской области реализуется в восьмой раз.
С 28 ноября по 2 декабря 2022г. учащиеся и педагоги приняли участие в Технологическом диктанте. Технологический диктант — это проект Федерального центра дополнительного образования, реализуемый с целью популяризации достижений науки и технологий. Участникам потребуется найти ответы на тематические вопросы, применить логику и критическое мышление, а кое-где немножко пофантазировать
25 ноября 2022 года педагоги МАОУ-СОШ2 прослушали вебинар: «Вектор образования ИРО», одна из тем вебинара была посвящена вопросам креативного мышления и глобальным компетенциям , как компоненты функциональной грамотности.
С 14 по 18 ноября 2022 года проводился мониторинг функциональной грамотности и метапредметных результатов обучающихся 4-х классов, 8-9-х классов. Мониторинг был проведен в форме диагностических работ в онлайн формате на платформе test.gia66.ru.
С 11- 27 ноября 2022г. на всей территории России прошел в очном и онлайн формате «Экодиктант», учащиеся и педагоги нашей школы активно приняли участие. Экодиктант – это ежегодный проект, направленный на формирование экологической культуры, популяризацию экологических знаний среди различных слоев населения, повышение уровня экологической грамотности в качестве меры по предупреждению экологических правонарушений и основной составляющей экологической безопасности, который проходит на территории 89 регионов России. Портал – Экодиктант.рус
С 3-9 ноября 2022г. учащиеся 7-11классов приняли участие во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности на сайте https://myolymp.hse.ru/ school.html/
С 3 по 8 ноября 2022г. учащиеся и педагоги приняли участие в Большом этнографическом диктанте на сайте www.mireotno.ru.
Обучающиеся МАОУ СОШ 2 принимают активное участие в онлайн –олимпиадах на платформе Учи.ру ,Сириус. С сентября по декабрь участвовали в школьном этапе Всероссийских олимпиадах и муниципальном этапе олимпиад. Есть победители и призеры.
В рамках «Года культурного наследия народов России » прошел муниципальный конкурс рисунков по творчеству С.Я.Маршака, победителями вышли работы Корякиной Софьи 2а класс и Калентеевой Ксении 2б класс
30 октября 2022г. учащиеся школы приняли участие в географическом диктанте. Географический диктант проводится Русским географическим обществом по инициативе Председателя Попечительского Совета Общества, Президента Российской Федерации В.В.Путина ежегодно с 2015 года. Его основной целью является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения.
28 октября 2022г. учащиеся школы с 1-11 класс приняли участие в конкурсе-дефиле национального костюма "Мы вместе", где показали особенности и национальный колорит традиционных костюмов народов проживающих на территории РФ. Данная акция способствует развитию читательской грамотности.
27 октября 2022 года в 16.00 час. состоится муниципальное родительское собрание «Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций». Собрание будет проводится в онлайн формате на канале YouTube по ссылке: https://youtu.be/AgX8UruQ7vA. В рамках родительского собрания планируется осветить актуальные вопросы по теме формирования метапредметных компетенций у обучающихся. Запись родительского собрания будет доступна по ссылке: https://youtu.be/AgX8UruQ7vA
Презентация "Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций"
С сентября по октябрь месяц прошли Всероссийские проверочные работы в которой приняли участие обучающиеся 5-9 классов МАОУ СОШ 2
10 октября 2022г. была запущена акция «Добрые письма», цель акции – выразить слова благодарности военнослужащим и участникам специальной военной операции. Активное участие в акции приняли ученицы мариинского 8б класса., воспитатель Синяева Н.П., учащиеся 2а класса написали 23 письма, классный руководитель Вдовина Л.В. Их письма дошли до военнослужащих, они были очень благодарны за теплые слова и доброе отношение.
7 октября 2022г состоялась ежегодная областная акция тотального чтения «День чтения». Проект, организованный по инициативе Министерства культуры Свердловской области реализуется в восьмой раз. В этом году Акция приурочена к Году культурного наследия народов России и Году Д. Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области.
Мероприятия акции объединены общей темой «Культурный код» и прошли под девизом « Читай и созидай»:
- Видео-марафон по произведениям Д. Н. Мамина-Сибиряка
- Книжные выставки Д. Н. Мамина-Сибиряка
3 сентября 2022г. на базе МАОУ СОШ № 9 прошла международная акция «Диктант Победы», в которой приняли участие обучающиеся 9-11 классов МАОУ СОШ № 2
Интеллектуальный квиз-турнир «Терра Инкогнита»
15 марта прошёл 1 этап лиги интеллектуального квиз-турнира «Терра Инкогнита». Нашу школу представила сборная команда учащихся 9А и 9Б класса. В ходе турнира проверялись знания географии Свердловской области и России. Команда нашей школы «Позитив» заняла 1 место. Поздравляем наших ребят и педагога, подготовившего команду, Корюкову А. А.!
Интеллектуальная игра «Математический бой»
24 февраля в МАОУ СОШ № 9 на базе центра образования «Точка роста» состоялась муниципальная интеллектуальная игра «Математический бой». Нашу школу представляли учащиеся 9 класса. В ходе мероприятия участникам в игровой форме были предложены разнообразные задания из курса математики основной школы различного уровня сложности.
Каждому участнику была вручена благодарность за участие в игре. Педагог, подготовивший команду нашей школы, Плодунова С. М.
Квест "Игры разума"
С 25 января в школе проводится декадник функциональной грамотности. Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В рамках декадника 2 февраля среди учащихся 8 - 10 классов проведена квест - игра "Игры разума". Ребятам предстояло пройти шесть этапов: "Креативное мышление", "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Финансовая грамотность", " Глобальные компетенции", Естественно- научная грамотность". Учащиеся смогли продемонстрировать свои знания приобретенные в жизни и в школе, а так же получить новые знания. Все участники были активными, быстро и хорошо справлялись с заданиями. Но заслуженную победу одержал 8 "Б" класс. Поздравляем!
Обмен опытом – важнейшая форма методической работы.
3 февраля в МАОУ-СОШ №2 состоялось совместное заседание ГМО учителей русского языка и литературы и учителей начальных классов. В рамках методического семинара педагогами ТГО был представлен опыт работы по теме «Преемственность в формировании и развитии навыков смыслового чтения».
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №9 Барсукова Т.В. представила педагогическому сообществу применяемый ею мониторинг сформированности навыка смыслового чтения у учащихся начальных классов; Мошкина М.Л., учитель начальных классов МАОУ-СОШ №2, Суслова Е.В., учитель русского языка и литературы ООШ д.Ленино увлеченно рассказали о применении технологий, формирующих основы смыслового чтения на уроках.
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №18 Демина Н.П. провела фрагмент мастер-класса «Смысловое чтение как метапредметный результат образования», презентовав тематический диск. «Обучение смысловому чтению с помощью интернет-ресурсов» – этой теме было посвящено выступление Матвеевой О.А., учителя русского языка и литературы МАОУ-СОШ №2.
Руководитель ГМО учителей русского языка и литературы Костарева И.Г. акцентировала внимание педагогов на обучении пересказу как средству формирования связной монологической речи, а руководитель ГМО учителей начальных классов Вдовина Л.В. обозначила роль читательской грамотности в развитии творческих способностей младших школьников.
Методический семинар был организован в рамках Декадника функциональной грамотности. Подобные мероприятия по обмену опытом – важное условие повышения качества образовательной деятельности педагогов.