«С детством, полным любви, можно вынести всю жизнь».
(Г. Песталоцци)
Эти слова стали лейтмотивом выступления педагога-психолога Светланы Арефьевой на собрании родителей второклассников. Темой ее выступления стало «Психологическое здоровье». Она рассказала о задачах психосоциального развития детей данного возраста и способах, о том, как поддержать в детях уверенность в своих силах, как поддерживать с ними контакт, как помочь в их развитии.
Итак, задачи психосоциального развития детей и подростков 8 лет представлены в 2 вариантах, т.к. возраст 8 лет находиться в данной таблице на границе возрастных периодов. И все они должны быть выполнены в свой срок. Иначе в дальнейшем придется сталкиваться с нарушением поведения у детей, отсутствием мотивации к учебе.
Возраст / задачи развития
|
6–8 лет
|
8–10 лет
|
Умение считаться с другими
|
Планировать свои действия с учетом интересов других, договориться со сверстником, обратиться за помощью
|
Иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, уметь поддерживать отношения
|
Формирование независимого поведения
|
Иметь некоторые навыки самообслуживания, позволяющие проявлять независимость от взрослых в типовых жизненных ситуациях
|
Проявлять независимость в повседневных делах, уметь обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения
|
Умение устанавливать дружеские отношения
|
Установление и поддержание дружеских отношений, сопереживание по отношению к близким
|
Иметь постоянного друга, уметь самостоятельно разрешать конфликты с ним
|
Формирование ответственности дома
|
Посильная помощь по дому и забота о других членах семьи
|
Выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений
|
Умение пользоваться инфраструктурами
|
Под присмотром взрослых пользоваться некоторыми бытовыми приборами, уметь самостоятельно звонить по телефону
|
Пользоваться знакомыми видами транспорта по дороге в школу и домой; самостоятельно пользоваться некоторыми бытовыми приборами
|
Безопасность и здоровье
|
Соблюдать гигиенические нормы, правила личной безопасности на улице, в отношениях с незнакомыми взрослыми
|
В типовых жизненных ситуациях делать выбор, направленный на минимизацию риска для здоровья
|
Что касается развития познавательных процессов, то во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:
- восприятия,
- внимания,
- памяти,
- воображения,
- мышления,
- речи.
У второклассников, как и у первоклассника, над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического и образного мышления.
Рекомендация: объясняйте ваши мысли наглядно, на конкретных примерах. Например, второклассник быстрее поймет задачу, если будет решать ее с помощью вкусных яблок.
Необходимо развивать словесно-логическое мышление - сделать это можно с помощью дополнительных вопросов "почему?", "зачем?" и т.д.
Ведущим видом деятельности во втором классе становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры.
Социальная ситуация развития: второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.
Рекомендация: хвалите ребенка почаще (мальчика обязательно за дело, девочку можно и просто за то, что она замечательная) и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в свои силы.
Мотивация: во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.
Мотивация к школе бывает:
Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Так же у второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.
Рекомендация: обсуждая прошедший день, подведите итоги вопросом: «Ты доволен собой?»
Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если ученик себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите его.
Так он научится правильно себя оценивать.
Общение: круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
Что мешает эффективному общению родителей (да и вообще взрослых) с ребенком? Например, привычные фразы взрослых:
Приказы, команды:
«Сейчас же перестань реветь!»
Предупреждения, угрозы:
«Еще так сделаешь, получишь!»
Морали, нравоучения, проповеди:
«Сколько раз тебе говорил(а): слушайся старших. Теперь пеняй на себя!»
Критика, выговоры, обвинения:
«Вечно ты влипаешь в истории! Такой дылда, а ума не набрался!»
Обзывания, высмеивания:
«Нытик! Плакса! Ты девчонка, только они так плачут»
Догадки, интерпретация:
«Ты злишься, потому что у тебя самого не получается!»
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания:
«Ничего, пройдет! Это пустяки».
Психолог на собрании задала родителям вопрос: «Уважаемые родители, представьте, что все эти слова говорят именно вам. Что вы чувствуете после этого?» Некоторые ответили, что чувствуют раздражение, обиду, злость, грусть. То же самое чувствует и ребенок.
В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть).
Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Практически все сказанное понимается буквально, поэтому нужно быть осторожнее с опрометчивыми высказываниями («как ты мне надоел», «глаза б мои тебя не видели», «я тебя не люблю»).
Все познавательные процессы в школьном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми (его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. Этому необходимо детей учить. Задача родителей – научить рациональным приемам использования своего времени, так чтобы хватало времени на учебу и на отдых. О правильном режиме дня на собрании рассказала классный руководитель 2-а класса Елена Ивановна Неганова.
Ведущая деятельность в это время – учебная, поэтому все процессы, новообразования развиваются именно в процессе учебы. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. Вот почему родителям необходимо создать условия для того, чтобы в домашней трудовой деятельности находили отражение, применялись те знания, умения и навыки, которые приобретаются в школе. Это сделает учение в школе более осмысленным и раскроет на практике необходимость и полезность знаний, получаемых в школе.
Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам).
Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие.
Родителям необходимо стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, формировать у ребенка все виды интеллектуальной деятельности.
Самооценка младшего школьника зависит от его успеваемости, от его положения в классе, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей. Влияет на это и уровень ожиданий родителей. Этот уровень может быть завышенным, и тогда ребенку будет трудно соответствовать этим требованиям. Но встречается и другая крайность, когда родители недооценивают своего ребенка, в таком случае он тоже перестает верить в свои возможности. Помните: положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и психологической компетентности.
Итак, чтобы человек (а ребенок это тоже человек) был психологически здоров нужно:
- чтобы его любили, понимали, признавали, уважали;
- чтобы он был кому-то нужен и близок;
- чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе;
- чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
И в конце хочется обратить внимание на главный принцип в общении с ребенком – это безусловное принятие. Это значит любить его не за то, что он красивый, отличник, спортсмен и т.д., а просто так, за то что он есть! |