МЕНЮ САЙТА


АКТУАЛЬНО

Главная » 2017 » Январь » 31 » Психологическое здоровье
13:52
Психологическое здоровье

«С детством, полным любви, можно вынести всю жизнь».

(Г. Песталоцци)

    Эти слова стали лейтмотивом выступления педагога-психолога Светланы Арефьевой на собрании родителей второклассников. Темой ее выступления стало «Психологическое здоровье». Она рассказала о задачах психосоциального развития детей данного возраста и способах, о том,  как поддержать в детях уверенность в своих силах, как поддерживать с ними контакт, как помочь в их развитии.

    Итак, задачи психосоциального развития детей и подростков 8 лет представлены в 2 вариантах, т.к. возраст 8 лет находиться в данной таблице на границе возрастных периодов. И все они должны быть выполнены в свой срок. Иначе в дальнейшем придется сталкиваться с нарушением поведения у детей, отсутствием мотивации к учебе.

Возраст / задачи развития

6–8 лет

8–10 лет

Умение считаться с другими

Планировать свои действия с учетом интересов других, договориться со сверстником, обратиться за помощью

Иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, уметь поддерживать отношения

Формирование независимого поведения

Иметь некоторые навыки самообслуживания, позволяющие проявлять независимость от взрослых в типовых жизненных ситуациях

Проявлять независимость в повседневных делах, уметь обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения

Умение устанавливать дружеские отношения

Установление и поддержание дружеских отношений, сопереживание по отношению к близким

Иметь постоянного друга, уметь самостоятельно разрешать конфликты с ним

Формирование ответственности дома

Посильная помощь по дому и забота о других членах семьи

Выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений

Умение пользоваться инфраструктурами

Под присмотром взрослых пользоваться некоторыми бытовыми приборами, уметь самостоятельно звонить по телефону

Пользоваться знакомыми видами транспорта по дороге в школу и домой; самостоятельно пользоваться некоторыми бытовыми приборами

Безопасность и здоровье

Соблюдать гигиенические нормы, правила личной безопасности на улице, в отношениях с незнакомыми взрослыми

В типовых жизненных ситуациях делать выбор, направленный на минимизацию риска для здоровья

 

    Что касается развития познавательных процессов, то во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:

  • восприятия,
  • внимания,
  • памяти,
  • воображения,
  • мышления,
  • речи.

    У второклассников, как и у первоклассника, над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического и образного мышления.

    Рекомендация: объясняйте ваши мысли наглядно, на конкретных примерах. Например, второклассник быстрее поймет задачу, если будет решать ее с помощью вкусных яблок.

    Необходимо развивать словесно-логическое мышление - сделать это можно с помощью дополнительных вопросов "почему?", "зачем?" и т.д.

    Ведущим видом деятельности во втором классе становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры.

    Социальная ситуация развития: второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.

    Рекомендация: хвалите ребенка почаще (мальчика обязательно за дело, девочку можно и просто за то, что она замечательная) и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в свои силы.

    Мотивация: во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.

Мотивация к школе бывает:

Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

    Так же у второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.

Рекомендация: обсуждая прошедший день, подведите итоги вопросом: «Ты доволен собой?»

Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если ученик себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите его.

Так он  научится  правильно себя оценивать.

Общение: круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.

Что мешает эффективному общению родителей (да и вообще взрослых) с ребенком? Например, привычные фразы взрослых:
Приказы, команды:
«Сейчас же перестань реветь!»

 Предупреждения, угрозы:
«Еще так сделаешь, получишь!»

 Морали, нравоучения, проповеди:
«Сколько раз тебе говорил(а): слушайся старших. Теперь пеняй на себя!»

Критика, выговоры, обвинения:
«Вечно ты влипаешь в истории! Такой дылда, а ума не набрался!»

Обзывания, высмеивания:
«Нытик! Плакса! Ты девчонка, только они так плачут»

Догадки, интерпретация:
«Ты злишься, потому что у тебя самого не получается!»

 Сочувствие на словах, уговоры, увещевания:
«Ничего, пройдет! Это пустяки».

    Психолог на собрании задала родителям вопрос: «Уважаемые родители, представьте, что все эти слова говорят именно вам. Что вы чувствуете после этого?» Некоторые ответили, что чувствуют раздражение, обиду, злость, грусть. То же самое чувствует и ребенок.

    В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть).

    Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Практически все сказанное понимается буквально, поэтому нужно быть осторожнее с опрометчивыми высказываниями («как ты мне надоел», «глаза б мои тебя не видели», «я тебя не люблю»).

    Все познавательные процессы в школьном возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми (его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. Этому необходимо детей учить. Задача родителей – научить рациональным приемам использования своего времени, так чтобы хватало времени на учебу и на отдых. О правильном режиме дня на собрании рассказала классный руководитель 2-а класса Елена Ивановна Неганова.

    Ведущая деятельность в это время – учебная, поэтому все процессы, новообразования развиваются именно в процессе учебы. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения. Вот почему родителям необходимо создать условия для того, чтобы в домашней трудовой деятельности находили отражение, применялись те знания, умения и навыки, которые приобретаются в школе. Это сделает учение в школе более осмысленным и раскроет на практике необходимость и полезность знаний, получаемых в школе.

    Особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам).

    Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие.

    Родителям необходимо стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, формировать у ребенка все виды интеллектуальной деятельности.

    Самооценка младшего школьника зависит от его успеваемости, от его положения в классе, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и учителей. Влияет на это и уровень ожиданий родителей. Этот уровень может быть завышенным, и тогда ребенку будет трудно соответствовать этим требованиям. Но встречается и другая крайность, когда родители недооценивают своего ребенка, в таком случае он тоже перестает верить в свои возможности. Помните: положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

    Ребенок в этом возрасте во всем ориентируется на оценку взрослого. Поскольку рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо, второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят). Психологическое образование этого возраста - чувство социальной и психологической компетентности.

Итак, чтобы человек (а ребенок это тоже человек) был психологически здоров нужно:
- чтобы его любили, понимали, признавали, уважали;
- чтобы он был кому-то нужен и близок;
- чтобы у него был успех – в делах, учебе, на работе;
- чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

    И в конце хочется обратить внимание на главный принцип в общении с ребенком – это безусловное принятие. Это значит любить его не за то, что он красивый, отличник, спортсмен и т.д., а просто так, за то что он есть!

Просмотров: 474 | Добавил: sekretar | Рейтинг: 0.0/0
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ